10 Dec 11:03 avatar

Типичные ошибки семей или инструкция по уничтожению

Вчера мне довелось увидеть фильм, в русском прокате называемый «Развод по-американски». Вредный и противный фильм меня зацепил. Хорошая иллюстрация всех тех вещей, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах.
 
Классическая, в общем-то, ситуация. Семья, не заботящая о слиянии на уровне убеждений и ценностей, но при этом чувствующая, что что-то идёт не так.
 
А что-то действительно идёт не так. Нам достоверно показывают конфликты на разных логических уровнях.

Ссоры в семье. Типичные ошибки. 
 
Муж искренне не понимает, почему жена взвинтилась из-за неправильного количества лимонов. Вместо того, чтобы попытаться понять, почему именно ей так важно, чтобы в центре стола стояла ваза с лимонами, высказывает презрение к этой важной для его супруги ценности. Но ведь это отличный шанс для неё проявить себя, вмешаться и спасти ситуацию, достучавшись до мужа! Был бы шанс, если бы не истерика вместо разума.
 
Жене нравится балет, она хочет со своей половинкой туда сходить. Мужу балет не нравится. Очевидно, это означает, что он не понимает чего-то такого, что понимает его жена. Что делает она в такой ситуации? Вместо того, чтобы обогатить своего супруга пониманием, она бросает упрёки. То ли хочет добиться притворства с его стороны, то ли надеется, что после упрёков он прозреет и воспылает к балету страстью неземной. Он же под стать супруге даже и не пытается разобраться, чем это может быть интересно.
 
Зато ему искренне интересны компьютерные игры. Он любит проводить время за приставкой. Но почему-же, почему он не увлёк этим жену? Впрочем, жена сама хороша. Смотрит как на придурка в те моменты, когда он занимается тем, что составляет весьма существенную часть его жизни. А ведь могла бы и повнимательнее присмотреться.
 
Конфликт на уровне ценностей неизбежно проявляет себя.
 
Всю дорогу они судорожно дёргаются, причиняя друг другу всё больше страданий. И нет бы остановиться, подумать, починить — нет. С каждым рывком дёргают всё сильнее и сильнее.
 
Вот, к примеру, жена, пытаясь заставить мужа ревновать, демонстративно отправляется на многозначительное свидание с кем-то совершенно левым. Что в такой ситуации сделает правильный муж? Он заблокирует обезумевшую женщину. Если будет надо — применит силу. Запрёт, свяжет и посадит на цепь. Но не позволит совершить такую глупость.
 
Что делает наш герой? Приглашает друзей с девками и устраивает покер на раздевание. Нессиметричный ответ и эскалация конфликта. Не проще ли сразу поубиваться об стену?
 
Ближе к концу фильма героиня, неосознанно одумавшись, пытается исправить хоть что-нибудь. Конечно, сесть и поговорить — это не для них. Она предлагает, «так, просто так, за компанию, не подумай чего лишнего, вовсе ты мне не нужен», сходить на концерт. Нет, «пожалуйста, давай сходим вместе» — это не для этих сильных и гордых людей.
 
Два сапога пара. Зачем пользоваться шансом, когда шанс можно красиво просрать? Этот трагический персонаж на концерт не является, на полном серьёзе посчитав, что ей всё равно. Придурку невдомёк, что после такого действительно становится всё равно.
 
А ещё это классическое «я плачу и страдаю, просто оставь меня в покое». Казалось бы, когда человек в таком состоянии, его нельзя оставлять в покое. Нужно с ним разговаривать, успокаивать, нянчиться, объяснять и рассказывать, что все ошибки можно исправить. Только ведь это недостаточно трагично. Литература и кино программируют нас на развитие проигрышей, на подчёркивание неудач. Уже если что-то сломалось, то обязательно надо пафосно доломать.
 
В какой-то момент оба понимают, что, в общем-то, и конфликты можно порешать, и место для бильярдного стола найдётся. Вот, думаем, сейчас-то они наконец помирятся. Первый шаг-то сделан. В этот момент мы уже начали хвалить сценариста. Давайте уже, миритесь, мать вашу!
 
Но нет. Люди умеют последовательно продолжать делать шаги на пути уничтожения, проявляют при этом дьявольскую изобретательность. Когда же надо прикладывать усилия в движении навстречу друг к другу, садятся на задние лапки и складывают руки. И смотрят, не заглохнет ли оно само собой.
 
Заглохнет.
 
В общем, фильм про несчастных, инфицированных гордыней человечков, которые зачем-то разбили свою семью и разорили собственный дом.
 
В финале главные герои случайно встречаются на улице спустя некоторое время после развода. Они искренне рады друг другу, но ведут себя как всегда, как сильные глупцы. Вместо того, чтобы использовать этот после-последний шанс, броситься друг к другу, признаться, что были идиотами — улыбаются и расходятся в разные стороны. «Обязательно ещё встретимся, бла-бла-бла»… Но мы-то знаем...
 
Вызывает недоумение одно. Зачем эта трагедия снята в формате комедии? Но о роли культуры в формировании простого человеческого несчастья мы ещё поговорим.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: