9 Dec 23:48 avatar

Единственный ребёнок в семье: трудности воспитания.

Несмотря на пропаганду рождаемости в стране и призывы рожать и воспитывать в каждой семье троих и больше детей, всё ещё очень многие пары хотят иметь только одного ребёнка. Кто-то объясняет это материальными трудностями, другие считают, что не смогут уделять двум и более детям должного внимания. Есть и такие семьи, в которых единственный ребёнок — не план, а дело случая.


Несмотря на то, что иметь только одного ребёнка материально не так накладно для родителей, как содержание большой семьи, воспитание единственного чада всегда бывает сопряжено с психологическими и социальными трудностями. Сама серьёзная из них — формирование альтруизма у ребёнка, умения считаться с окружающими, уважать чужие чувства и чужой труд.
 
В единственном ребёнке родители долго склонны видеть малыша, и сам он нередко привыкает к тому, что инфантилизм приносит ему выгоду: ведь, оставаясь маленьким, можно получать немалые привилегии.
 
Единственный ребёнок много времени проводит среди взрослых, слушает их разговоры, а зачастую и принимает участие в обсуждении проблем, пока ему недоступных — для того, чтобы услышать в свой адрес восторги окружающих. У многих таких детей появляется странный для юного возраста скепсис и напускная взрослость.
 
Ещё одна частая проблема при воспитании единственного ребёнка — склонность родителей преувеличивать его достижения, и, как следствие, развитие в подрастающем чаде тщеславия. Даже педагогически подготовленные отец и мать порой бывают охвачены порывом родительского желания сделать из отпрыска «самого-самого».
 
Но не стоит думать, что единственные в семье непременно вырастают бесчувственными эгоистами. Трудности воспитания в семье с одним ребёнком можно преодолеть (хотя бы частично), если буквально с рождения следовать определённым правилам и создавать в семье подходящую атмосферу.
 
Необходимо приучать ребёнка к тому, что у мамы, папы, бабушки тоже есть интересы и желания. Они так же любят сладкое и хотят отдохнуть после работы. Школьника уже можно посвятить в экономические планы семьи: пусть он знает, когда и что планируется покупать.
 
Примерно с трёх лет ребёнок уже может выполнять какую-то работу по дому, пусть она поначалу больше будет представлять неуклюжие попытки помощи. Он может убрать свои игрушки, вытереть посуду, полить цветы, перемешать тесто. Когда ребёнок становится школьником, не надо стремиться выполнить за него учебные задания, иначе он привыкнет к этому и будет пасовать перед трудностями, ожидая, что за него кто-то их решит.


Нужно стремиться к тому, чтобы единственный в семье ребёнок как можно раньше познакомился с другими детьми, попал в их общество. Это может быть группа в развивающем центре, в детском саду или хотя бы просто игра с соседскими ребятишками. Нередко бывает, что единственный ребёнок в семье среди других детей пытается командовать другими, устанавливать свои правила, капризничает. А, получив заслуженный отпор, начинает жаловаться, ябедничать. Задача родителей в этом случае — не стремиться защитить своего ребёнка, как бы он себя ни вёл, а разобраться в ситуации и приучать сына или дочку жить в детском коллективе.
 
Опыт общения с детьми, привычка к посильному труду, привитое уважение к другим людям — всё это поможет единственному ребёнку в семье вырасти хорошо воспитанным, отзывчивым и ответственным человеком.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: